Архив выпусков газеты "Энергия": май 2009 г. – декабрь 2015 г.
ФОТОРЕПОРТАЖИ
День Святого Валентина
День Святого Валентина в НГТУ 2014 год.
Наука. Промышленность. Оборона
25 апреля студенты-участники конференции «Наука. Промышленность. Оборона» выехали на полигон Новосибирского высшего военного командного училища.
Первый студенческий парк НГТУ — «Парк имени меня»
С новосельем, ИСР!
Сейчас в Институте социальной реабилитации обучается 250 студентов, из них 180 получают средне-специальное, а 70 – высшее образование. Обучение специальности «Социальная работа» ведётся на факультете гуманитарного образования (студенты ИСР учатся в отдельной группе общего потока), а специальности «Информатика и вычислительная техника» на факультете автоматики и вычислительной техники (также в отдельных группах общего потока).
С юбилеем, Центр культуры!
В 2013 году исполнилось 20 лет Центру культуры НГТУ. Когда он только создавался, в его состав вошли Студенческий клуб, Дом ученых и Лаборатория гуманитарного образования. А собственное здание появилось в 2007 году. Первым директором ЦК был Геннадий Васильевич Тюрин, а с 2003 года – Юрий Петрович Миняйло.
Главная > Архив > Газеты > № 3 (266)

Чтобы понимать

Представьте, что вы приходите в банк, чтобы взять кредит на покупку автомобиля на два года. Или, допустим, отключают у вас воду, отопление, свет и газ, и вы в ярости идёте в ЖЭУ, чтобы задать только один вопрос: «Доколе?..» А теперь представьте, что ваш собеседник глух. И по губам читать не умеет. Значит, всё, что вы можете – каким-то образом объясняться с ним жестами, чтобы он понял, чего вы от него хотите. В такие смоделированные ситуации (и не только) попали студентки ИСР и ФГО на тренинге «Кривая-стекло», прошедшем в студенческом пресс-центре НГТУ в конце февраля.

Тренинг был разработан, чтобы показать, насколько глухому человеку сложно адаптироваться среди слышащих, в среде звучащего языка, в силу природы ему недоступного.
Уйма стереотипов насчёт неслышащих и слабослышащих людей, к сожалению, и сегодня работает в обществе, называющем себя инновационным. Глухих часто воспринимают как кривляющихся неграмотных инвалидов, с которыми невозможно общаться по-человечески.
Но то, что эти люди иначе мыслят, никому не даёт права превращать их в изгоев. Ведь никому не придёт в голову обвинять попавшего в русскую языковую среду иностранца в «ущербности» или безграмотности, если он владеет только своим родным языком.
«Есть одно условие, – предупреждает ведущая тренинга, преподаватель жестового языка Марина Субботина, – с этой минуты вы прекращаете говорить. Можно писать, можно передавать информацию жестами». Нас немного, поэтому хорошо заметно, как у некоторых девушек, впервые соприкоснувшихся с миром глухих, меняются лица. Для них провести в молчании три часа – не самая простая задача.
Марина – единственная сохранившая за собой право голоса на тренинге. В основном она выполняет роль переводчика с жестового языка, а тренинг ведёт Алексей (выпускник Института социальной реабилитации) – молодой человек с врождённой глухотой.
Среди нас несколько человек знают жесты и дактильную азбуку (остальные в ходе тренинга изучают её с нуля), и это немного мешает чистоте эксперимента: в идеале необходимо, чтобы слышащие впервые столкнулись с миром неслышащих. У некоторых из нас так и произошло, и первые попытки объяснить заданные ситуации, не прибегая к словам, были мучительными. А через некоторое время мы сами начали удивляться, как легко и быстро приходили к пониманию, не напрягая голосовые связки. Ещё через некоторое время – угадывали предметы и эмоции по их жестово-мимическому изображению.
Забавно, что среди нас «молчанку» первой не выдерживает Аня, которая потеряла слух достаточно поздно, около 14 лет, сохранив речь. Когда одна из организаторов тренинга, Даша, сказала, что, как ей кажется, глухие не хотят общаться со слышащими, Аня спросила: «Ктооо?!» – и тут же рассмеялась и прихлопнула рот ладонью…
Глухих ошибочно называют глухонемыми: неспособность произносить слова обусловлена глухотой – врождённой или приобретённой ребёнком до развития речи. Альтернативное средство общения, не менее полноценное в сравнении с обычной устной речью – жестовый язык.
Тем не менее, глухота считается проблемой на государственном уровне. Чтобы глухие перестали быть глухими, они должны начать слышать – и в 60-х гг. ушедшего века появляется кохлеарная имплантация, основанная на установке в организме пациента устройства с внешним микрофоном, способного преобразовывать поступающие извне электрические импульсы в сигналы, распознаваемые нервной системой неслышащего человека.
«Ребёнку, ещё не научившемуся говорить, имплантат может помочь, – говорит слабослышащая Марина. – Но кому-то эта процедура не подходит по физиологическим признакам – иногда операции приводят к тому, что пациенты мало того что остаются глухими, так ещё и становятся психически неуравновешенными».
Это лишний раз подтверждает, что насильственное вмешательство в природу приводит не к тем последствиям, которых от него ждут.
И то, что неслышащие общаются жестами, а не голосом, не делает их хуже слышащих.
Глухим тяжелее живётся – например, им сложнее найти работу. Но почему тогда так часто неслышащий более чуток, более жизнерадостен, более общителен – вопреки стереотипам?

Участницы тренинга НГТУ рассказали, каким оказалось для них общение с глухими и в целом о своём отношении к ним.

Влада Иванченко ФГО 3 курс:
«Они замечательные – особенно девушка, которая весь тренинг улыбалась.
Я бы на их месте этого не делала – не понимаю, почему они такие весёлые.
Когда встречаю глухих на улице, никаких эмоций не испытываю – люди как люди. А на Обучение дактильной азбуке тренинге сначала чувствуешь себя идиотом: ну почему все общаются, а я ничего не понимаю... После всех игр понимаешь: всё нормально, теперь я тоже могу. Отличная была идея».

Лиза Филимонова, аспирант ФГО, 1 курс:
«Глухие интересуют меня как носители уникального языка и, соответственно, миропонимания, отличного от нашего. На тренинге я вошла в роль человека, который постоянно испытывает трудности в коммуникации с не понимающим его миром. Кое-что оказалось действительно сложно объяснять без слов.
А молчать три часа подряд – как раз легко».

Справка. В ИСР обучаются более 300 студентов из различных регионов России.

Подробности на сайте: isr.nstu.ru 

 
Из эпицентра событий
 
20.11.2014 10:20:50
№ 9 (297) 20 ноября 2014
Сборная Сибири – чемпион Европы по скоростной сборке пазлов
Студентка АВТФ НГТУ рассказывает о победе сборной сибирской команды в профессиональной лиге на чемпионате Европы по скоростной сборке пазлов (Бельгия, 25–26 октября).

05.06.2014 00:00:00
№ 5 (293)
День Института социальной реабилитации


05.06.2014 00:00:00
№ 5 (293)
Тотальный диктант: игра с самим собой


05.06.2014 00:00:00
№ 5 (293)
День НГТУ


26.02.2014 00:00:00
№2 (290)
Студенты НГТУ на Олимпиаде в Сочи


 
Все статьи номера
Архив номеров

Свидетельство о государственной регистрации СМИ – ПИ №12-0556 от 16 марта 2001 г. 12+
© Новосибирский государственный технический университет, 2001-2016
630073, Новосибирск,
пр. К. Маркса, 20 НГТУ,
2a корпус, к. 310
Телефон: (383) 346-11-21
Электронная почта: is@nstu.ru
Разработка сайта - ITConstruct