Архив выпусков газеты "Энергия": май 2009 г. – декабрь 2015 г.
ФОТОРЕПОРТАЖИ
День Святого Валентина
День Святого Валентина в НГТУ 2014 год.
Наука. Промышленность. Оборона
25 апреля студенты-участники конференции «Наука. Промышленность. Оборона» выехали на полигон Новосибирского высшего военного командного училища.
Первый студенческий парк НГТУ — «Парк имени меня»
С новосельем, ИСР!
Сейчас в Институте социальной реабилитации обучается 250 студентов, из них 180 получают средне-специальное, а 70 – высшее образование. Обучение специальности «Социальная работа» ведётся на факультете гуманитарного образования (студенты ИСР учатся в отдельной группе общего потока), а специальности «Информатика и вычислительная техника» на факультете автоматики и вычислительной техники (также в отдельных группах общего потока).
С юбилеем, Центр культуры!
В 2013 году исполнилось 20 лет Центру культуры НГТУ. Когда он только создавался, в его состав вошли Студенческий клуб, Дом ученых и Лаборатория гуманитарного образования. А собственное здание появилось в 2007 году. Первым директором ЦК был Геннадий Васильевич Тюрин, а с 2003 года – Юрий Петрович Миняйло.
Главная > Архив > Газеты > № 8 (276)

Редкая птица

Приходилось ли вам видеть в Новосибирске спектакль, где режиссёр присутствует на сцене вместе с актёрами? Где текст почти 120-летней давности начинает звучать, как современный – при этом подаваясь насквозь театрализованно и наигранно, на предельной громкости? Где зрители, недовольные действием, массово уходят со спектакля – а визуально зал не пустеет? Если приходилось – почти со стопроцентной уверенностью корреспондент «Энергии» утверждает, что сидел с вами в одном зале, а именно в театре «Глобус» 1 или 2 ноября на фестивальных гастролях московского «Сатирикона» с «Чайкой» в постановке Юрия Бутусова.
Классическое художественное произведение называется так в том числе благодаря отсутствию хронологических привязок. В какое бы время такой текст ни снимался с книжной полки, он допускает интерпретацию согласно тому, что читатель видит за окном прямо сейчас. Количество постановок чеховской «Чайки» в российских и зарубежных театрах разного уровня давно исчисляется уже не десятками, а сотнями – но даже в беспокойные постмодернистские «десятые», время очередного потерянного поколения, этот, казалось бы, предельно знакомый текст может заиграть невероятными красками.
Постановка в «Сатириконе» – это вторая бутусовская «Чайка», за которую в апреле 2012 года режиссёр получил «Золотую маску». Первая «Чайка» была поставлена Юрием Бутусовым в столице Южной Кореи Сеуле четырьмя годами ранее.
«Это был совершенно другой спектакль, – рассказал Бутусов на встрече накануне новосибирской премьеры, – две «Чайки» объединяет только одна корейская песенка. Но так или иначе обе они были связаны с личными обстоятельствами моей жизни. Если такая связь отсутствует, твоё произведение не имеет никакого отношения ни к театру, ни к искусству вообще. Корейская «Чайка» была историей мамы и сына — сложилось так, что в тот момент эта тема была важна мне. В «сатириконовской» постановке вопросы «Что такое любовь?» и «Что такое театр?», «Как и зачем мы занимаемся этим?» и «Какова цена?» выходят на первый план».
На создание такой «Чайки» Бутусова вдохновила история советской актрисы Валентины Караваевой, которая стала самой молодой лауреаткой Сталинской премии второй степени в 1943 году после выхода фильма Юлия Райзмана «Машенька». В 1944 году Караваева попала в автокатастрофу, после которой её лицо навсегда осталось изуродованным.
«Театр и кино ещё некоторое время проявляли интерес к ней, но потом всё затихло, – поделился Бутусов. – Жизнь Караваевой закончилась трагически: она умерла в полном одиночестве, причём нашли её через несколько дней… Но чудо в том, что в маленькой комнате этой женщины стоял киноаппарат, и Караваева в одиночестве более двадцати лет бесконечно репетировала Нину Заречную. Шпарила монологи, снимала сама себя на плёнку. Это фантастическая, безумная, страшная и прекрасная история, которая проросла во мне через десять лет».
Новосибирская пресса в голос назвала бутусовскую «Чайку» безумной, а сценическое действие сравнила с буднями психиатрической клиники. Четыре с половиной часа спектакля разбивались тремя антрактами – и некоторые зрители воспользовались ими, чтобы уйти и не возвращаться в зал. Президент Новосибирского государственного театрального института Сергей Афанасьев, стоя после окончания спектакля в очереди в гардероб за корреспондентом «Энергии», вполголоса сказал своей спутнице: «Молодёжи это должно понравиться – громкая музыка и всё такое…». Музыка действительно звучала громче, чем это установлено правилами этикета, но говорила не только о прекрасном музыкальном вкусе Бутусова – она формировала художественный мир «Чайки».
Режиссёр был полноценным участником постановки. Он часто бегом врывался из зала на сцену и жил на ней наравне с актёрами – создавал и разрушал декорации, беспрерывно танцевал, кричал монолог Треплева о Нине Заречной в четвёртом акте и вскоре стрелялся вместо главного героя. Такое присутствие тоже вполне могло бы трактоваться как неприличное, если бы не было художественно оправдано.
Начиная с третьего акта артисты постоянно меняются ролями — вот Треплев (Тимофей Трибунцев) говорит со своей матерью и в роли Аркадиной на сцене Полину Райкину вдруг сменяет Лика Нифонтова. Одни и те же сцены отыгрываются разными артистами несколько раз подряд, становясь совершенно разными по оформлению и содержанию. И когда всё заканчивается традиционно – поклоном, овациями, цветами – зрительское сердце по инерции некоторое время не может вернуться к спокойному ритму.
Бутусов создаёт удивительный мир, в котором каждое движение выглядит провокацией, но является предельно естественным порывом. Говоря на насквозь театральном языке, постоянно играя на контрастах, герои настолько живы, что на них больно смотреть.
Магия «Чайки» – долгоиграющая, и многие апологеты постановки в голос говорят: она не отпускает, она заставляет искать встречи с этим миром снова и снова. Человек, в которого «Чайка» роняет белое перо и каплю своей крови, уже не может жить без неё.

 
Будь в курсе
 
26.12.2015 09:00:54
Выпуск № 7 (305) 15 декабря 2015
Берегись автомобиля!


26.12.2015 09:00:54
Выпуск № 7 (305) 15 декабря 2015
Стипендии для изучения китайского языка


26.12.2015 09:00:54
Выпуск № 7 (305) 15 декабря 2015
Электронная библиотека Grebennikon


26.12.2015 09:00:54
Выпуск № 7 (305) 15 декабря 2015
Киберспорт в НГТУ


26.12.2015 09:00:54
Выпуск № 7 (305) 15 декабря 2015
Международный экзамен по английскому языку как иностранному TOEFL


 
Все статьи номера
Архив номеров

Свидетельство о государственной регистрации СМИ – ПИ №12-0556 от 16 марта 2001 г. 12+
© Новосибирский государственный технический университет, 2001-2016
630073, Новосибирск,
пр. К. Маркса, 20 НГТУ,
2a корпус, к. 310
Телефон: (383) 346-11-21
Электронная почта: is@nstu.ru
Разработка сайта - ITConstruct